?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
РКИ: учебник Ирины Адреевой "Живая речь"
pontcha


Ирина Андреева о своем учебнике по РКИ «Живая речь» на форуме в Москве 24 и 25 мая, организованном УЦРЯ МГУ https://mgu-russian.com/en/ (видео можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=2WGQHI8rJsU – третье выступление)

Краткое содержание сообщения:

Разное отношение к одному и тому же учебнику зависит от отношения преподавателя к грамматике. Грамматике может отводиться роль служанки (что может быть оправдано на продвинутых этапах). Такое положение дел вряд ли возможно на начальном этапе, т.к. в любой разговорной теме всегда присутствует материал по нескольким грамм.темам. Формы путаются даже у учащихся с великолепной памятью (даже если на первом уроке учащиеся вроде бы всё запомнили): «я» и «меня» и под. Это происходит потому, что наш мозг по-разному воспринимает и оценивает одну и ту же информацию. Спонтанный выбор ходить или ездить зависит не от того, пешком или на транспорте, а от того, привычный маршрут или нет (даже из пригорода «иду на работу», «ходила на работу» и т.д.). НО! С появлением личного транспорта часто происходит переход на ездить/ ехать (но! Кто-то может перейти, а кто-то – нет). Есть доп. «напряжение» – ездить/ ехать, нет – ходить/ идти. Если на первом уроке с темой «Знакомство» и «Семья» значения фраз дается через перевод, мозг получает информацию через призму родного языка, однако на первом уроке анализа не происходит. Но после урока мозг начинает воспринимать перевод как объяснение (которого не было). Поэтому «Меня зовут …» воспринимается как «Я зовут…» (о работе мозга см. видеолекции Редозубова Логика мышления). На втором занятия мозг входит в режим тестирования и вместо «Я работаю» получаем «Меня работаю» (потому что «меня» в «меня зовут» было воспринято как начальная форма «я»). Объяснение, которое дается позже, не работает, т.к. нейронные связи уже сформированы. Т.о., необходимо начинать с «Я – Ирина» (а не с «Меня зовут Ирина»). Переобученная нейронная сеть не выходит на уровень архетипов – отсюда неисправляемые ошибки. Ошибки – следствие отсутствия языковой системы. Из-за этого формируется не древо, а разбросанные на траве дрова. Из-за того что нет обобщения и переноса известного на другие ситуации общения. Из-за грамм.ошибок даже преподаватель не всегда понимает студентов. В учебнике «Живая речь» в центре – грамматика. Однако это не традиционный грамматический подход. В отборе лексико-грамм. материала - руководство логикой языка и задачами общения. На первом уроке необходимо решить задачу общения преподавателя и учащегося: слушайте, повторяйте, смотрите, по-русски, по-разному, наоборот и под. Общение на русском языке с первых уроков: вопросы и ответы, которые могут понадобиться в процессе учебной деятельности. Первые слова – глаголы (спряжение). Результат – можно сказать на русском на первом же уроке: «Я говорю – вы повторяете». Систему языка необходимо уважать. Грамматика дает колоссальный потенциал. Использование ситуативности, но двигаясь от логики языка. Реальная потребность в притяжательных местоимениях возникает к 7-му уроку. До этого без них можно обойтись. Проблема аутентичности материалов решается через разговорно-бытовой стиль. Грамматика – полноправная хозяйка в преподавании по комм.методике, которая без грамматики теряет свою эффективность. Грамматика должна быть стержнем коммуникативной методики. Терминология может быть на латинском или на английском. Обучение чтению должно происходить на известном лексическом материале. На примере вопросов Кто/ что это? сразу показываем свободный порядок слов: не только Кто это?, но и Это кто? Обучение чтению за 3 часа (один раз) или за 2 занятия. Проблема субъективности подхода. ruscorporo.ru – все тексты на русском языке (корпусная лингвистика). Задается модель с глаголом с заполненными валентностями: КТО? – ЗВАТЬ – КОГО? Глагол говорить изучается на 3-м уроке. Систему нужно давать так, чтобы она оставалась живой. Для объяснения видов достаточно 6-7 контекстов. Первая часть учебника рассчитана на 60-80 часов. А1+ заканчивается 4-мя падежами + виды на первом концентре – фундаментально.

Публикация Поначевной А.А. https://mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/