?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О новом учебнике "Поехали!"
pontcha
Фото Анастасии Поначевной.

С. Чернышов о новом «Поехали!» на форуме в Москве 24 и 25 мая, организованном УЦРЯ МГУ (видео можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=c3qnHbTttvw – первое выступление).

Краткое содержание сообщения:

«Поехали!» - 20 лет. Совмещение грамматически ориентированного и коммуникативного подходов. Необходимость обновления, чтобы быть современным. ООН, США, ВТБ – вот пример системности в подаче материала (попробуйте запомнить эти буквы, расположенные в другом порядке).
В новом «Поехали!» остается попытка систематизировать грамматику (пример - представление предлогов «в» и «на»). Останутся герои старого «Поехали!» – семья Дубовых. Останутся интернационализмы (им посвящен целый урок). Готовится видеокурс для преподавателей (около 20 часов). На эмоциях материал запоминается лучше. Задача – написать учебник, по которому будет удобно работать преподавателям. 4 бесприставочных глагола движения даются сразу (чтобы учащиеся не пользовались только 1-м глаголом). Будущее время дается вместе - в уроке, посвященном видам глаголов. До этого момента остается настоящее в значении будущего. Этот подход сохраняется в новом учебнике. Каким образом сочетается грамм. и комм. подход? Всё предполагает выход разговор и выход в дискуссию. Симулятор полета для пилота – прекрасная метафора того, что преподаватель должен делать на уроке. Например, контексты с можно/ нельзя/ надо … Неоднозначность не является упущением, но сознательным методическим принципом. Нельзя сводить коммуникацию к пересказу выученного дома текста. Учащиеся должны иметь возможность поделиться: «а у нас можно», «а у нас нельзя», «а у нас надо». Новый «Поехали!» будет таким же, как второй (но только первым). В новом учебнике будут, например, социальные сети – виртуальная реальность. Самые разные ситуации: «Что делать, если … ваши дети не хотят ходить в школу». Чем больше я преподаю, тем больше на моих уроках говорят мои студенты и тем меньше говорю я. Я не любил давать прилагательные, но я нашёл выход. Слово «самый» было включено в первый же урок по прилагательным, что сразу сделало его коммуникативным. Этот учебник прошел тестирование не только в обычной, но и в виртуальной аудитории (преподавание по Скайпу). В новом учебнике вид глагола дается на ИНФИНИТИВАХ. Возможно, ошибки учащихся связаны с тем, что сначала учащимся закладывается в голову идея о завершенности/ незавершенности действия. К сожалению, эта идея воспринимается учащимися как идея времени: прошедшее – действие закончено, а настоящее – не закончено. Необходимо в прош.вр. употреблять больше НСВ, а в прошедшем – больше СВ. Чтобы получить «химически» чистый вид, полностью очищенный от времени, в новом учебнике он дается на инфинитивах: делать татуировку и сделать татуировку (строить дом и построить дом). Одна из проблем отработки глаголов НСВ и СВ состоит в конкуренции видов. Чтобы создать однозначность, приходится использовать маркеры типа однажды или каждый день. В новом учебнике вид отрабатывается микротекстах, в диалогах из нескольких реплик, чтобы избежать вариативности. Нет упражнений с отдельными фразами. Если преподаватель все время спрашивает, а учащиеся всё время отвечают, то студенты учатся хорошо отвечать, но совершенно не умеют задавать вопросы. Вопросы недоотрабатываются во многих курсах. В новом учебнике вопросы отрабатываются еще больше. Учебник готовит студента к коммуникации, а не к сдаче ТРКИ. На вопросы даются универсальные ответы: «смотря куда/откуда» и «много/ мало куда/ чего/» и т.д. Максимальный генеративный потенциал, чтобы студенты могли порождать собственные ПРАВИЛЬНЫЕ высказывания на русском. Разговорники уходят в прошлое главным образом из-за научно-технического прогресса (взаимодействовать в магазине, в ресторане и т.д. отныне можно без слов). Поэтому новый учебник предназначен не для обучения общения в типичных ситуациях, а для обучения общению вообще.

Публикация Поначевной А.А. https://mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/